Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

 

 

 

 

Айрапетян А.К.

ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ  

 ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ                            

     Под личностью понимается человек, имеющий совокупность устойчивых социально значимых качеств, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир.                               

    МАЛАЯ ГРУППА. Под малой социальной группойпонимают небольшое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, группы детского сада, школьный класс, спортивная команда и т.д.).

    КОЛЛЕКТИВ - разновидность малой группы. Социальные группы развиваются под воздействием внешних и внутренних факторов. 

    КОМАНДА- разновидность коллектива. Команды  могут быть   постоянные и  временные, из лиц, работающих совместно и дистанционные. Особое место занимают команды высших руководителей.

     ЛИДЕР - ведущий (личность), который  направляет  людей на достижение целей.  Он  не утверждается приказом, а психологически признаётся окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознанно, присоединяется большинство группы. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней.

    РУКОВОДИТЕЛЬ. В условиях научно-технической революции руководитель не в состоянии единолично управлять предприятием. Поэтому  ценностное качество руководителя сегодня – умение организовать сплоченные команды.

Решая какие-то задачи, руководитель должен действовать с одной стороны, как организатор, с другой – как начальник, и с третьей – как профессионал. 

    Качества  руководителя можно  разделить  на три группы: профес­сиональные, личностные и деловые.

    Профессиональные качества  характеризуют руководителя как спе­циалиста 

    - высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

    - широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

    - стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому воспри­ятию и переосмыслению окружающей действительности;

    - поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении знаниями;

    - умение рационально использовать время, планировать свою работу.

    Личные качества помогают руководителю пользоваться уважением и использовать свой авторитет.

К основным личным качествам относятся:

•  высокие моральные стандарты;

•  физическое и психическое здоровье;

•  внутренняя и внешняя культура;

•  справедливость, честность;

•  отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

•  оптимизм, уверенность в себе.

     Руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества.

К деловым качествам руководителя относятся:

 • умение организовать деятельность подчинённых, обеспечить её всем необхо­димым, ставить и распределять задачи, координировать и контролировать их выполнение;

• стремление к неза­висимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах;

• смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убе­дить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80% знаний менеджера должны составлять знания о человеке);

• инициативность, оперативность в решении проблем, способность концент­рироваться на главном;

• умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчинённых.

    Требования к руководителям в отношении этих качеств на различных уровнях управления и в разных странах неодинаковы.   

    В настоящее время в западных странах, например, значимыми качествами менеджеров являются: лидерство, эффективность руководства, видение перспектив, достижение согласия, предприимчивость.

    В России личные достоинства, личные связи, лояльность, предприимчивость, лидерство.

    Типы руководителей.

    Руководители, ориентированные на производство,  создают необходимые условия труда, чётко распределяют задания, строго контролируют их выполнение. Обычно это зрелые профессионалы, имеющие собственное видение будущего, знающие реальные потребности организации и лю­дей.

    Руководите­ли, ориентированные на подчинённых, делают упор на создание сплочённого коллектива, создание в нём благоприятного морально-психологического климата, творческой атмосферы, не уделяя внимания организационной стороне дела, под­держанию дисциплины и т. п.

    Руководите­ли,  ориентированные на себя,  делятся на два  типа. Руководители первого типа стремятся к безраздельной власти, делят мир на сообщников и врагов, уничтожают конкурен­тов и воюют против всех, используя для этого подчинённых. В зависимости от при­меняемых при этом методов делятся на «львов», действующих открыто, и «лис», в основном занимающихся интригами. Для  руководителей второго  типа основной интерес представляет не столько сама должность, сколько процесс её достижения. Такие руководители  довольствуются сиюминутными победами любой ценой и, не умея справиться с реальными делами, в большей степени разрушают, чем создают.